Дата публикации: 17.01.15
Содержание
Как устроен перфоратор
Любое электромеханическое устройство со временем приходит в негодность. Если у вас есть определенные навыки, то вы можете попробовать выполнить самостоятельный ремонт. Для этого необходимо знать принцип работы и устройство перфораторов, которые подразделяются на два типа:
- Двигатель установлен горизонтально.
- Мотор стоит вертикально.
Для ремонта это не имеет особого значения. Все остальные детали почти идентичны. Любой аппарат состоит из двух основных частей:
- Электрическая:
- шнур питания;
- элементы, гасящие помехи (конденсатор, дроссели);
- выключатель;
- устройство управления двигателем (УУД);
- коллекторный двигатель (якорь, щетки).
В некоторых моделях выключатель совмещен с управляющим устройством.
- Механическая:
- редуктор (шестеренчатый) на валу мотора;
- муфта сцепления;
- ударно-поступательный механизм пневматический (поршневой) или механический;
- патрон зажимной.
В дорогих аппаратах для удобства и безопасности устанавливаются вспомогательные механизмы:
- предел глубины;
- пылесос;
- переключатель режимов;
- фиксация долота
- прочие.
Как отремонтировать перфоратор своими руками?
Многие люди, несведущие в технике, принося инструмент на ремонт, всегда описывают поломку словами «перфоратор перестал долбить» или «он не включается». И лишь при дотошном расспросе вспоминают, что сильно давили на него, не смазывали, работали при колебаниях сети (при работе «лампочка мигала»). Все это вызывает отказ аппарата и появление повреждений, которые подразделяют на:
- Электрические:
- аппарат не включается;
- в корпусе видны искры;
- обороты не меняются;
- идет дым из корпуса;
- при включении выбивает (автомат) пробки.
- Механические:
- перфоратор не долбит;
- слышен скрежет или треск;
- режимы не переключаются;
- при работе из аппарата вытекает жидкость.
Правильная разборка перфоратора
Для проведения ремонта той или иной неисправности любое электромеханическое устройство необходимо разобрать. У каждой модели есть свои нюансы в исполнении. И хотя корпуса почти всех инструментов выполнены из двух половин, способ разборки одного бренда может не подойти к модели другого.
Корпуса многих моделей выполнены из передней и задней половины, если смотреть со стороны патрона. Винты, стягивающие корпус расположены параллельно оси долбления и если калибр патрона меньше диаметра корпуса, то вывинтить их легко. Но на многих устройствах диаметры совпадают. Следовательно, надо сперва снять патрон, а затем разбирать остальное.
У других моделей корпус разбирается сбоку. Отвинчиваем винты, снимаем половину корпуса и вся механика, как «на ладони». Можно сразу приступать к осмотру. Правда, для ремонта электрической части потребуется развинтить ручку, но это уже не так сложно. Основные моменты разборки-сборки можно найти в интернете на сервисе «YOUTUBE». Поэтому перейдем непосредственно к ремонту.
Неисправности электрочасти и их устранение
- Аппарат не включается по следующим причинам:
- Обрыв шнура (обычно у самой ручки). Шнур следует заменить или укоротить, зачистить, аккуратно продеть в резиновый уплотнитель-амортизатор на ручке и запаять на соответствующие места.
- Плохой контакт в выключателе (например, окисление).
- Обрыв (сгорание) гасящих элементов. Их следует заменить. На время (если таких элементов нет) можно подключить двигатель «напрямую» к УУД. Учтите – этот метод может привести к быстрому износу мотора.
- Сгорание самого УУД. Сменить на новый.
- Обрыв или сгорание обмоток. Необходимо отнести в мастерскую или знакомому для перемотки.
Совет: Обрыв шнура или обмоток, неконтакт выключателя и сгорание гасящих элементов проверьте тестером.
- Внутри корпуса видны искры. Их вызывает:
- Плохое прилегание щеток к якорю вследствие износа. Надо поменять щетки или подточить их надфилем (мелкой «шкуркой»).
- Окисление якоря. Подлежит очистке резинкой ученической или спиртом.
- Обороты не изменяются из-за неисправности УУД. Подлежит замене, но можно обойтись и так какое-то время.
- Дым идет из-за неисправности обмоток, щеток или других элементов. Например, из-за «заедания» мотора начинают нагреваться и дымить обмотки. Необходим визуальный осмотр
- Вызвать выбивание пробок может замыкание шнура (пробой изоляции) или выключателя.
Неисправности механической части и их устранение
На естественный вопрос, почему перфоратор не долбит, нет однозначного ответа. Это может произойти по причинам, которые приведены ниже:
- Не выполняется основная функция (не долбит).
- Поломка любой из металлических деталей, стоящих внутри многих моделей в такой последовательности.
После осмотра и выявления неисправности негодную деталь меняют.
- Вытекание жидкости из цилиндра вследствие порчи прокладок. Поменять прокладку.
- Попадание грязи внутрь. Прочистить инструмент.
- Застывание смазки. Удалить старую смазку и нанести новый слой.
- Поломка шестерней редуктора. После выявления – заменить.
- Неисправность подшипников. Заменить
- Слышен скрежет или треск вследствие таких причин:
- Плохая смазка. Сменить обязательно на такую же. Запрещено использовать солидол и другие смазки такого типа.
- Трещина в подшипниках или шестернях. Поменять.
- Сработались детали. Например, пальцы переключателя режимов. Сменить переключатель
- Режимы не переключаются из-за того, что произошла:
- выработка или поломка пальцев переключателя.
Переключатель нужно заменить, но на время можно повернуть изношенный палец на 180о.
- разбивка посадочных мест. Обязательно сменить переключатель.
- поломка фиксирующих крышек. Заменить.
Самопроизвольная смена режимов происходит из-за поломки фиксатора. Некоторые люди продолжают работу в таком режиме, но лучше всего заменить фиксатор.
- Жидкость может вытекать из-за деформации (разрыва) прокладок редуктора или цилиндра. После выявления неисправной прокладки ее следует сменить.
Профилактика при работах
Ударно-поступательное устройство и редуктор устройства подвергаются большим нагрузкам. Узлы нагреваются при работе, уплотнения трутся о движущиеся части и изнашиваются. Все это ведет к появлению неисправностей. Чтобы не произошла преждевременная поломка аппарата необходимо соблюдать следующие указания:
- раз в полгода меняйте полностью смазку редуктора;
- раз в 6 месяцев вынимайте щетки, осматривайте и заменяйте их, если нужно;
- после работы продувайте внутренности пылесосом;
- перед работой не забывайте смазать задний конец бура (долота). Если этого не делать боек и уплотнители быстро износятся.
Совет: Не давите на инструмент. При давлении ход бойка уменьшается, он начинает бить быстрее. Из-за этого боек и уплотнители приходят в негодность.