2113311703576fe54158ae47.74685471


Мотоблок на даче сейчас не редкость, но он неудобен, и с его помощью выполняются не все работы по обработке почвы. Для расширения его возможностей предназначен адаптер для мотоблока, который можно изготовить самостоятельно.
НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Болт Гайка Дрель Молоток Мотоблок Напильник Сварочный аппарат Стальной лист Тачки Труба профильная Угольник Электроножовка
Развернуть

Назначение приспособления

Обработка земли требует немалых усилий и поэтому, многие дачники и жители деревень обзаводятся мотоблоками. Но этот агрегат довольно неудобен в использовании:

  • некоторые блоки (с большой мощностью) довольно громоздкие;
  • управляя агрегатом, необходимо передвигаться пешком, держась за ручки;
  • вызывает усталость при обработке больших участков;
  • опасно работать с некоторыми видами оборудования (например, с почвофрезой). Есть риск зацепиться за лезвие.

Фотография мотоблока

Самодельный адаптер к мотоблоку поможет избавиться от этих неудобств. Он является приспособлением, трансформирующим ваш агрегат в маленький  трактор.


Конструкция и чертежи адаптера для мотоблока

Одно из самых простых приспособлений представлено ниже.

Изображение конструкции адаптера к мотоблоку

Чертеж самодельного адаптера для мотоблока

На раму из простой или профильной (квадратной) трубы приварены:

  • механизм сцепления;
  • упоры для ног;
  • стойка для сиденья;
  • труба для крепления колес;
  • устройство тормозное – «прикол».

Чертежи основных узлов

  • Механизм сцепления. Представляет сварную конструкцию, вставленную в основную раму и закрепленную на болтах. Состоит из наваренных друг на друга двух отрезков квадратной трубы и отрезка обычной «водной» трубы калибром 1 дюйм.

Фото и чертеж механизма сцепления

В последнюю вставлен не до конца, зажатый болтом, шток с наваренным самодельным тройником. Шток смазан тавотом или солидолом и обеспечивает поворот тройника по оси, для обеспечения эффекта качения при передвижении по ухабистой почве.

  • Узел крепления колес

Фотография и схема узла крепления колеса

Конструкция из двух отрезков трубы, сваренных перпендикулярно. Горизонтальный отрезок вставляется в трубу крепления и фиксируется болтом. На вертикальном куске закрепляют (на подшипниках) ось с колесом.

Остальные узлы не столь существенны, и мы их рассматривать не будем.

Как сделать миниатюрный трактор на все случаи жизни?

Более сложный вариант в связке с мотоблоком, по сути, является миниатюрным трактором. Он выполняет полевые и грузовые работы.  Несмотря на маленькие габариты, он сможет заменить бульдозер, если снабдить его соответствующим приспособлением.

Фото миниатюрного трактора

Как правило, адаптер к мотоблоку, сделанный своими руками,  применяется только весной, когда надо вспахать и обработать землю, летом, и до середины осени (до заморозков). Более трех месяцев (зимой) он пылится в сарае. Да и в «рабочие» месяцы (более половины лета) он применяется крайне редко.

Это нерентабельно, когда агрегат (стоящий немалых денег) простаивает. Поэтому многие «самодельщики» вносят усовершенствования и создают новаторские конструкции, которые иногда превосходят промышленные (разработанные целыми институтами) прототипы.

Таким универсалом является рассматриваемый агрегат, чертеж внешнего вида и описание основных узлов которого, приведены ниже.

Чертежвнешнего вида мини-трактора

  • Рама с сиденьем

Благодаря адаптеру с сиденьем и происходит превращение моторизированного блока в трактор. Сиденье можно подобрать по своему вкусу (например, от старого мотороллера, автобуса или автомобиля). Лучше всего прикрепить сиденье, в которое встроен амортизатор. Это позволит обойтись без рессор.

Устройство адаптера следующее:

  • основная рама;
  • дополнительная рама (выдвижная);
  • настил;
  • сиденье.

Изображение схемы устройства адаптера

Порядок сборки:

  1. Рама выполнена из трубы калибра 57 мм с вваренным (для поворотного кронштейна) хвостовиком. Кронштейн укрепляется штифтом.
  2. К раме приваривается перпендикулярно поперечина-уголок 50X50 мм.
  3. Накладывается настил из 3 мм железного листа, который приваривается к раме и к уголку.
  4. Боковые края настила (5-10 мм) отгибаются вниз, для безопасности (чтобы элементарно не порезаться).
  5. Выгибаются и свариваются крылья, на которые крепятся специальные надкрылки, снабженные отражателями. При некоторых работах надкрылки убирается.

В основную раму вставлена труба калибра 51 мм дополнительной рамы (выдвижной), которая фиксируется болтом.

Совет: Колеса подходящего диаметра с осью возьмите от любой мото, автотехники или даже от простой тележки для огорода. Если ось тачки длинная, то ее укорачивают.

  • Багажник

Укрепляется на блоках, не имеющих сверху приспособлений, перекрытие которых затруднит доступ к ним (крышка бака, приборы). Багажник незаменим при грузовых работах и  работах на неровной почве (переносится центр тяжести блока). При необходимости (например, при пахоте) его можно снять.

Схема багажника

  • Каркас багажника собирается из водопроводных труб (½ или ¾ дюйма), причем центральная имеет диаметр 1 дюйм.
  • После насадки на нее труб опор, центральная труба заваривается в багажник.
  • Опоры укрепляют на коробке передач и штанге блока.

Высота опор подбирается с учетом того, чтобы багажник висел над блоком, а не лежал на нем.

  • Кронштейн поворотный

Выгибается или сваривается из трубы калибра 50-60 мм. На него навариваются две втулки (отрезки труб), которые обеспечивают эффект качения рамы по продольной и поперечной оси.

Изображение поворотного кронштейна

Кронштейн одевается и фиксируется одной стороной на хвостовике, вставленном в раму, а другой стороной на мотоблоке.

Совет: Для удобства быстрого отсоединения от блока (чтобы не измазаться в тавоте), рекомендуется наварить на кронштейн ручку.

  • Зеркало заднего вида

Необходимо при грузовых работах с тележкой. Устанавливается на задней части багажника или на рукоятке блока. Можно применить автомобильное

Конструция зеркала заднего вида

  • Блокировка колес

На некоторых марках мотоблоков этот узел укреплен довольно неудобно, и управлять рычагом блокировки очень сложно. Некоторые умельцы выносят его на свободную рукоять блока. Для переустановки рычага понадобится:

  1. Снять тягу блокировочного устройства и продлить на ней резьбу соответствующей плашкой.
  2. Изготовить стальной упор.
  3. Просверлить в необходимых местах штанги (для каждого блока различны) 10 мм  и 3 мм отверстия.
  4. Установить мощную пружину возврата.

Схема устройства блокировки колес

Добавочные устройства к адаптеру

  • Кузов самосвальный

Для кузова можно применить любую коробку, но лучше  воспользоваться тележкой (тачкой), которая есть у многих огородников. Кстати (об этом писалось выше), ее колеса идеально подходят для адаптера. Порядок установки кузова такой:

  1. Выдвигаем раму с задним мостом.
  2. Совмещаем проушины садовой тачки и  выдвижной рамы.
  3. Вставляем штифты.
  4. Рукоять тележки устанавливается на соответствующие опоры и фиксируется специальным запором.

Изображение мотоблока с самосвальным кузовом

Опрокидыватель работает так:

  1. Запор открывается.
  2. Срабатывает пружина.
  3. Тачка опрокидывается.
  • Отвал бульдозерный

Агрегаты большой и средней мощности могут быть использованы для бульдозерных работ (очищать дорожки и тротуары от навалившего снега или от грязи, выравнивать грунт).

Конструкция бульдозерного отвала

  • Кронштейн для закрепления бульдозерного отвала устанавливают непосредственно на лапах двигателя агрегата (возле опоры блока) и фиксируют соответствующими болтами.
  • На кронштейны привинчивают (болт + контршайба + барашковая гайка) штанги 40 – 55 см (зависит от расположения лап двигателя конкретного блока), выполненные из 5 см уголков.

Отвал сваривается или склепывается из 1-2 мм жести. Основная часть (тело отвала) изогнута под углом 90 град. На нее изнутри приваривают или наклепывают четыре треугольных стойки, выполняющие две функции:

  1. Дополнительные режущие поверхности.
  2. Ребра жесткости.

Схематическое изображение отвала мини-бульдозера

В стойках просверлены отверстия для присоединения к штангам. При этом надо учитывать, что бульдозерный отвал должен быть установлен вертикально по отношению к земле и параллельно «передку» агрегата.

Нижняя часть отвала обшивается тонкой жестью, чтобы он не  уходил в землю. На нее крепится стальной нож шириной 10 см. Для разгрузки кронштейнов на блок установлены две тяги (на пружинах), автоматически приподнимающие отвал по окончании работ.

Работать на минибульдозере можно с адаптером или без него. Глубина резки и угол резания регулируется усилием, приложенным к рукояткам, и их наклоном.

  • Навесные грабли

Еще одно устройство для облегчения труда огородника это грабли, которые не всегда бывают в продаже. Готовую гребенку со стальными зубьями (от старого комбайна) можно «достать» или купить.

Самодельные грабли выполняются из уголка шириной 60 мм, к которому привариваются стальные зубья граблей. Зубья выполнены из 10 мм прута, загнуты для жесткости и заточены.

Схема устройства навесных грабель

  • К уголку (по бокам) приваривается треугольный кронштейн из стальных 40 мм полос толщиной 4 мм.
  • На этот кронштейн сверху наваривают пластину для закрепления стояка (квадрат из 3 мм стали 10Х10 см).
  • Стояк выполняют из простой или профильной трубы длиной 180 мм. Остальные габариты стояка должны соответствовать размеру отверстия для закрепления инструмента.

Использовать такие грабли необходимо без применения адаптера. Если хотите работать ими на адаптере, вам придется разработать и установить устройство поднятия граблей.